Школа наших бабушек

Дорогие ребята!

Время летит быстро. И, к сожалению, лето уже на исходе, а вместе с ним и каникулы. Пора собираться в школу.
Ранец, дневник, тетради, ручки, карандаши, альбом для рисования, линейка, ножницы – такие привычные и такие необходимые каждому ученику вещи.

А задумывались ли вы, что лежало в портфелях ваших дедушек и бабушек? Какой была школа в их время? Давайте спросим!
Если в вашей семье сохранились интересные школьные принадлежности прошлого века – портфели, счеты, пеналы, тетрадки, необычные ручки, карандаши, учебники, приносите нам или присылайте их фотографии вместе с короткими историями. Мы сделаем выставку и покажем ее всем нашим читателям.

Ждем Вас в Визит-центре «Ярослав Мудрый» и методическом отделе

по адресу: ул. Труфанова, д. 17, корп. 2

Школа наших бабушек

В небольшой коллекции школьных пособий и принадлежностей, подаренных Центральной детской библиотеке имени Ярослава Мудрого ее читателями и сотрудниками, есть дореволюционное издание – «Методический сборник арифметических примеров и задач» П. Цветкова (Цветков, П. Методический сборник арифметических примеров и задач, расположенных по новой системе : третий год обучения / П. Цветков ; Училищный совет при Святейшем синоде. – 8-е изд. – Санкт-Петербург : Синодальная типография, 1912. – 77 [1] с.).
Хотите проверить себя в устном счете на примере задач, предназначенных для третьего года обучения арифметике в начальной школе?
— Торговец покупал пшеничную муку по 11 руб. 40 коп. за мешок, весом в 4 пуда 30 фунт. каждый, а продавал эту муку по 3 руб. 20 коп. за пуд. Сколько мешков продал торговец, если при продаже получил 364 руб. 80 коп. прибыли?
— Лавочник купил 5 мешков каленых орехов, по 22 руб. 95 коп. за мешок, а продавал эти орехи по 24 коп. за фунт. Сколько прибыли получил он, если в каждом мешке было по 3 пуда 15 фунт. орехов?
А вот пример, который решают крестьянские ребятишки на знаменитой картине Н. П. Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» (1895):
10² + 11² + 12² + 13² + 14², общую сумму разделить на 365.
Сергей Александрович Рачинский (1833–1902), профессор Московского университета, в начале 1870-х гг. вернулся в свое родное село, где организовал начальную школу и помогал крестьянским детям осваивать азы математики и других наук. По словам Рачинского, устный счет оказался таким увлекательным занятием, что дети просто замучили его просьбами придумывать им все новые и новые задания. Сергей Александрович составлял задачи виртуозно, подбирая для каждого ученика задание по силам.
Издательство «Белый город» переиздало уникальный задачник С. А. Рачинского с комментариями, справочным материалом, красочными иллюстрациями и старыми фотографиями (1001 задача для умственного счета в школе С. А. Рачинского : [для младшего и среднего школьного возраста] / [науч. ред. и авт. предисл. С. Цыганков]. – Москва : Белый город, [б. г.]. – 143 с. : ил. – (Моя первая книга).

С обоими изданиями Вы можете познакомиться в Визит-центре «Ярослав Мудрый» (Центральная детская библиотека имени Ярослава Мудрого, ул. Труфанова, д. 17, корп. 2)