Итоги конференции

Фоторепортаж

Отзывы
на сборник материалов
VI Международной научно-практической конференции
«Ярослав Мудрый. Проблемы изучения, сохранения и
интерпретации историко-культурного наследия»

26–27 февраля 2015 года в Ярославле прошла VI международная конференция, посвященная памяти князя Ярослава Мудрого. Тематика докладов не ограничивалась биографией князя, а включала в себя достаточно широкую проблематику средневековой истории и культуры Руси.
Пожалуй, собственно Ярославу посвящена лишь статья  Г. Г. Демиденко, подробно разбирающая обвинения князя в убийстве братьев.
Историографический аспект истории правления Ярослава Мудрого отражен в статьях В. В. Андреева, анализирующего труды французского философа П.-Ш. Левека о Ярославе; О. А. Будецкой, характеризующей исследования, касающиеся деятельности князя, из Отдела редких изданий и диссертаций библиотеки НЮУ им. Ярослава Мудрого; а также в совместном труде Ю. Ю. Иерусалимского и Д. Е. Уткина,  посвященном современной отечественной исторической науке о князе Ярославе.
Не осталась в стороне и художественная литература. С. Н. Левагина рассмотрела отражение судьбы дочерей Ярослава в  русской и норвежской  литературе, а М. Д. Данилова проанализировала образы первых русских князей в драматургии XVIII века.
Средневековая история Руси нашла отражение в статье М. Н. Козлова, который подробно рассматривает антихристианские выступления на Руси в XI веке.  Немало работ посвящено отдельным деятелям древней Руси, например,  Е. Н. Шумилов писал о княгине Ольге, В. М. Марасанова – о взаимоотношениях Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, С. В. Боровиков – об Александре Невском, И. П. Воднева – о полоцком князе Андрее Ольгердовиче и т.д.  Не остались в стороне и деятели российской истории XIX века – Е. Н. Опочинин и Б. Л. Богородский.
Часть исследований была связана уже с новой историей. Например, А. В. Бородкин посвятил свою статью духовной жизни горожан 1630–40-х гг. А И. А. Серова представила очень интересное исследование о пребывании англичан в Ярославле времен Ивана Грозного. Е. И. Ступкин подробно описал создание Вышневолоцкой водной системы. О. М. Кузьмина, на примере Ржева на рубеже XIX–XX  вв. рассмотрела культурные традиции провинциальной России.
Немало работ было основано на изучении материальной культуры русского средневековья и нового времени. М. А. Иванкович писала о памятниках сакрального искусства Полоцка X–XIII вв., Т. Е. Полинарова – об отражении в иконописи сюжетно-композиционных особенностей древнерусских повестей, Е. П. Шуткова – о стеклянных украшениях из Старого Шклова, С. Н. Галунова – о череповецкой иконописи XVII–XVIII вв.
Есть в сборнике и статьи, касающиеся методических проблем привлечения внимания подрастающего поколения к истории родной страны. Например, весьма интересна разработка виртуальной экскурсии по Ярославлю середины XIX века (Н. А. Пакшина в соавторстве со студентами). А. В. Султангалеева посвятила статью такому новому явлению в рекламе книжной продукции, как буктрейлер.
В заключении, следует сказать, что сборник материалов отнюдь не ограничивается упомянутыми выше публикациями. И любой читатель, неравнодушный к истории и культуре России, в первую очередь средневековой, найдет здесь для себя немало интересного. Среди авторов есть и профессиональные историки, доктора и кандидаты наук, и начинающие исследователи – аспиранты и студенты, и  сотрудники музеев, библиотек и архивов, готовые поделиться практическим опытом работы. Географический охват авторов тоже не мал, в конференции принимали участие исследователи из трех стран (Россия, Украина и Беларусь) и 18 городов.
Хочется надеяться, что традиция проведения конференций, приуроченных к Дням памяти Ярослава Мудрого, не прервется, и мы сможем прочесть Материалы VII, VIII, IX … международных конференций, посвященных истории и культуре средневековой Руси.

Спиридонова Елена Владиславовна,
кандидат исторических наук, доцент,
заместитель декана по научной работе исторического факультета
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова

10.07.2015

Ярослав Мудрый. Проблемы изучения, сохранения и интерпретации историко-культурного наследия.

Под таким названием вышел в свет сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, состоявшейся в конце февраля текущего года на базе Центральной детской библиотеки им. Ярослава Мудрого г. Ярославля. Он вобрал в себя выступления участников конференции, ученых, сотрудников музеев, библиотек и архивов, представителей краеведения и Географического обществ и других организаций из городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Харькова, Полоцка, Петрозаводска, Уфы, Твери, Вологды, Перми, Рыбинска и Ярославля. Открытию конференции, конечно, предшествовала огромная подготовительная работа исключительно всех сотрудников библиотеки во главе с ее директором Труфановой Т. А.
По улыбкам, обмену впечатлениями между участниками перед открытием конференции и во время перерывов чувствовалось, что здесь им рады как старым и добрым знакомым и что они могут  располагаться здесь как дома. Благодаря кропотливому и неустанному труду в течение не одного года работников библиотеки она превратилась в Международный центр по изучению и популяризации выдающегося государственного деятеля Древней Руси – Ярослава Мудрого, его деятельности как тонкого политика и дипломата, законодателя и просветителя, воина и хозяйственника, носителя и распространителя православия. В приветственном послании Митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона отмечалось: «Важнейшая его черта – святость жизни, однозначная для современников  и в итоге распознанная Церковью. …В своем предстоянии у Престола Вседержителя  он является теплым молитвенником и ходатаем за нашу Отчизну и за все православные народы и государства».
Тематика заявленных на конференции выступлений свидетельствовала о сохраняющемся глубоком интересе в российском обществе и за рубежом к этой личности. В докладах Г. Демиденко (Харьков) и В. Андреева (Санкт-Петербург) убедительно доказывалась несостоятельность  некоторых современных ученых и публицистов в стремлении опорочить деятельность Ярослава Мудрого, представить его как типичного интригана и убийцу своего брата в борьбе за власть. Они доказывали, что для Ярослава Мудрого борьба за Киевский престол не была самоцелью, а явилась важным этапом в продолжении великих дел князя Владимира Красное Солнышко по дальнейшему обустройству Киевской Руси и распространении православия среди ее жителей. В этой связи интересным явилось сообщение М. Козлова под названием «Антихристианские движения на Руси в эпоху Ярослава Мудрого». Автор показал, что процесс христианизации, начавшийся при Великом князе Владимире и получивший мощный импульс во времена Ярослава Мудрого, все же растянулся на несколько столетий вплоть до монгольского нашествия. Это свидетельствовало о довольно упорном сопротивлении восточных славянских племен под руководством своих вождей, державшихся за свои языческие святыни и традиции.
Познавательным явилось выступление  О. Будецкой (Харьков), давшей  информацию о деятельности отдела редких изданий и диссертаций научной библиотеки Национального юридического университета им. Ярослава Мудрого (Харьков). В нем сегодня фактически представлены все книги и рукописи, начиная с XVIII века, о жизнедеятельности основателя нашего замечательного города.
На примере научного анализа 5-томного исследования российского историка Ю. Бегунова «История Руси» проф. Иерусалимский и его подопечный аспирант Д. Уткин (ЯрГУ им. П. Г. Демидова) остановились на интерпретации деятельности Ярослава Мудрого в современной исторической науке.  Она сводится к тому, что князь продолжил традицию своего отца в строительстве Киевского государства как «народной монархии», т. е. самодержавия, покоящегося на самоуправлении народа.
В ярком и эмоциональном выступлении С. Левагиной (Ярославль) говорилось о вкладе дочерей Ярослава Мудрого  в укрепление международных связей Киевской Руси с государствами Западной и Восточной Европы (Францией, Норвегией и Венгрией) на основе династических браков. Княжны, повинуясь воле отца, вышли замуж за королей этих стран и в дальнейшем, образно выражаясь, сеяли там русские семена.
Следует отметить, что конференция не ограничилась обсуждением вопросов, связанных с деятельностью Ярослава Мудрого.  Она затронула и другие периоды в истории Киевской Руси и в целом Российского государства. И это совершенно правильно и закономерно, поскольку дела и помыслы Его являются ориентиром для последующих потомков в их трудах во славу нашей Родины.
В довольно глубоком и информативном по содержанию выступлении сотрудника Центральной детской библиотеки  им. Ярослава Мудрого  М. Даниловой (Ярославль) был дан обзор драматургических произведений XVIII века (авторы – Ф. Прокопич, А. Сумароков,  М. Херасков,  Я. Княжнин и Екатерина II) о первых русских князьях. Нельзя не согласиться с докладчиком, что хотя у авторов «посыл был разный, общим у большинства русской культуры было стремление утвердить значение собственных исторических традиций. Побудительным мотивом служил подъем национального самосознания».
Профессор В. Марасанова (ЯрГУ им. П. Г. Демидова) и доцент В. Корнилов (ЯФ ЛГУ им. Пушкина) свои сообщения посвятили подвижнику Русской Православной Церкви, его великому вкладу в русскую православную духовную культуру, уроженцу земли Ярославской – Сергию Радонежскому. В наши дни Сергий Радонежский – один из самых почитаемых русских святых, в честь которого построено наибольшее количество храмов.  Примером своей жизни, высотой своего духа он поднял дух русского народа, пробудив в нем веру в свое будущее в суровое время татарского нашествия. Его имя было и остается символом духовного богатства русского народа. Идущая от него традиция внутренней духовной свободы является для русских высшей нравственной ценностью. Его заветы –  христианская любовь к ближнему, нравственное совершенствование путем  самоотречения от  соблазнов,  разрешение даже самых острых мирских и политических конфликтов в Русском обществе  не силой оружия, а праведным словом  – стали идеалами русской культуры и дипломатии.
От Сергия Радонежского пошло на Руси понимание того, что политическая власть крепка тогда, когда держится на силе нравственной, когда она смотрит на народ не как на объект, используя его в своих интересах, а вместе с ним заодно решает задачи, выдвинутые обществом или государством. Всего один пример из современной истории: масштабная операция по возвращению Крыма в состав России. Препятствия к положительному решению данной проблемы были немалые: геополитические интересы США и Европы, узколобый украинский национализм и сбитые с толку крымские татары. Тем не менее, территориальный вопрос был разрешен без единого выстрела и каких-либо жертв, так как народы России, высшая власть и основные политические партии и движения были едины в осуществлении данной исторической задачи. Сергий Радонежский остается в памяти русского народа и как великий проповедник государственности. Благодаря подвижничеству таких мужей, как он, российское государство, в конечном счете, стало одним из мировых центров человеческой цивилизации.
На конференции прозвучали и дискуссионные доклады. Среди них выступление аспиранта С. Боровикова (ЯрГУ им. П. Г. Демидова), который в духе сторонников «альтернативной» русской истории пытался убедить аудиторию в том, что наш земляк А. Невский незаслуженно почитаем церковью, властями и народом, что в реальной жизни он был предателем национальных интересов, поскольку пошел на союз с Ордой, более того, с ее помощью расправлялся жестоко  со своими соперниками. Не вдаваясь в полемику, следует отметить, что исторические события, к сожалению, в то и в наше время не совершаются в белых перчатках: всегда во имя высших интересов приходится чем-то жертвовать или поступиться. Зато в результате соглашения с ханом Берке князь Александр Невский добился отмены так называемого «налога кровью», согласно которому в монгольскую армию для завоевательных походов забирали на военную службу молодых мужчин. По мнению историков, если бы подобная рекрутская повинность сохранилась в течение полустолетия, то Русь была бы вычеркнута из реалии. Одного этого поступка уже достаточно для вечной благодарности А. Невскому за такой дипломатический шаг.
К тому же ориентация А. Невского и его преемников, в той или иной степени, на Восток не привела к гибели православной веры и культуры и более того подготовила предпосылки к возрождению русского государства и в конечном итоге полному освобождению Руси от ордынской зависимости. В то же время радикальный разворот Петра I в сторону ориентации на восприятие западных ценностей за счет принижения русских традиций в образе жизни, религии и культуры привел к мощному духовному и политическому кризису, завершившемуся распадом государства после Февральской революции 1917 года. Он на английский манер, ликвидировав патриаршество, стал во главе православной церкви, превратив ее в институт государственной власти. Не случайно с основанием Петербурга в первую очередь строились католические, протестантские, а не православные храмы. Допустил открытие британских масонских орденов в стране.
Большой интерес у участников конференции вызвал доклад И. Серовой (Ярославль) о деятельности английских купцов в Ярославле во времена Ивана Грозного. Оказывается не Москва, а именно наш город в силу удобного его географического расположения на Волге, стал своеобразным перевалочным пунктом английских товаров в Среднюю Азию, а оттуда товаров в Англию.  Он являлся «незаменимым транзитным узлом в торговле Англии с Россией и Персией. По мнению автора, это явилось одной из важных причин хозяйственного и культурного расцвета города, названного «золотым веком» Ярославля.
На конференции рассматривались и другие дискуссионные и в то же время познавательные в научном отношении вопросы:
– в поисках ярославских боголюбцев: к вопросу о духовной жизни горожан в 30–40-х годах XVII века (А. Бородкин – Ярославль);
– отражение в иконописи сюжетно-композиционных особенностей древнерусских повестей (Т. Полинарова – Уфа);
– история изучения памятников сакрального искусства Полоцка Х–ХIII вв. (М. Иванкович – Могилев);
– архивные картографические материалы на портале Российского государственного архива древних актов (В. Щекотилов  и др. – Тверь);
– культурные традиции провинциальной России: Ржев на рубеже ХIХ–ХХ в. в. (О. Кузьмина – Ржев);
– рыцарь исторической лексикологии: профессор Б. Г. Богородский и его наследие (Н. Русинова – Ярославль);
– просветительская работа в Карелии в 1920–1930-е годы (С. Филимончик – Петрозаводск);
– виртуальная экскурсия по Ярославлю середины ХIХ века (Н. Пакшина и др. – Ярославль);
– фольклор и чтение вслух: общее и особенное (М. Чукреева – Уфа);
– понеже то дело всего государства: о первом русском гидростроителе в России Д. Сердюкове (Е. Ступкин – Вышний Волочок);
– княгиня Ольга: новая интерпретация исторического образа (Е. Шумилов – Пермь);
– об основных тезисах современного антинорманизма (А. Хлевов – Санкт-Петербург);
– украшения из стекла городища Старый Шклов (Е. Шуткова – Минск);
– иконопись Череповецкого края (С. Галунова – Череповецк);
– буктрейлер как новая форма приобщения к русской истории (А. Султангалеева – Уфа);
– участник Куликовской битвы полоцкий князь Андрей Ольгердович (И. Воднева – Полоцк).
Считаю, что общекультурное и научно-практическое значение данного форума уникально, поскольку он, объединяя представителей научных учреждений, библиотек, православной церкви и представителей власти, ставит целью всесторонне изучить проблемы сохранения историко-культурного наследия Российского государства с момента его становления по настоящее время.
Будем надеяться, что пройдет год и снова под сводами замечательной Центральной детской библиотеки им. Ярослава Мудрого соберутся участники, но уже  VII Международной научно-практической конференции «Ярослав Мудрый. Проблемы изучения, сохранения и интерпретации историко-культурного наследия».

Корнилов Владимир Ильич,
доцент кафедры экономики и управления ЯФ ЛГУ им. А. С. Пушкина,
кавалер Почетного Знака г. Ярославля третьей степени

О нас пишут       журнал «Содружество культур»

Читать сборник полностью

Читать сборник полностью