«А память тревожит, тревожит…»

До сих пор немногие ярославцы знают, что в Ярославском художественном музее и Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике хранятся графические и живописные работы, созданные в Ярославле и Карабихе в годы войны художниками-ленинградцами – С. Б. Юдовиным, С. П. Светлицким и А. Н. Якобсон.
Как вспоминает Сергей Павлович Светлицкий, в начале февраля 1942 года, после самых тяжелых месяцев блокады Ленинграда, когда институт имени И. Е. Репина потерял больше половины студентов и преподавательского состава, было принято решение об эвакуации в Самарканд. По автомобильной ледовой трассе эвакуированных доставили на станцию железной дороги. Поезд был уже в пути, когда в него попала бомба. Два последних вагона были отцеплены. Основной состав продолжил свой путь в Самарканд, а оставшихся в живых людей из поврежденных вагонов направили в Ярославль. После госпитализации их разместили в бывшей усадьбе Николая Алексеевича Некрасова «Карабиха»,  пос. Красные Ткачи, пионерском лагере (лагере имени Серго Орджоникидзе, созданном в имении племянника поэта Владимира Федоровича Некрасова в Черелисино).

Так некрасовские места на два с половиной года стали базой Академии художеств. Ленинградцы свою коммуну в шутку называли «ЯРБАХ», а себя «ярбаховцами». Среди них были и известные академики, и студенты: академик, скульптор М. Г. Манизер; академик архитектуры А. С. Никольский; заслуженный деятель искусств, архитектор, профессор И. Г. Лангбард; академик    С. В. Беляев; профессор живописи Р. Р. Френц; художники С. Б. Юдовин, А. А. Ефимов, Е. М. Ефимова, Е. Я. Хигер, В. Ф. Шилков, И. Н. Ефимов, М. Н. Орлова-Мочалова, Л. Г. Неймарк, М. И. Кукс, А. Н. Якобсон; скульпторы Ю. И. Козловский,   Е. Н. Войнова, Е. А. Янсон-Манизер; архитекторы С. П. Светлицкий, К. В. Агафонова. «Часто, часто вспоминаю Вас и всех Ярбаховцев, привыкла»; «Шлите обещанные фото групп Ярбаховцев» — из писем Елены Александровны Янсон-Манизер художникам Ефимовым.
Почти сразу по прибытии в Ярославль, зимой и весной 1942 года, все художники начали работу над произведениями для участия в выставке, посвященной ХХV–летию Октябрьской революции.
В августе 1942 года десять ленинградцев подали заявления о приеме и были приняты в Ярославский Союз советских художников.
Ленинградцы принимали участие во всех художественных выставках, которые организовывались в Ярославле и других городах. Наиболее значительными в 1943 году стали выставки «Великая Отечественная война» к ХХV годовщине РККА и «Героический фронт и тыл» к ХХVI годовщине Октября. Все «ярбаховцы» побывали в творческих командировках на фронте, в колхозах, на заводах, выполняли заказы для организаций, как иллюстраторы книг участвовали в работе ярославского издательства. Систематически проводились лекции, велась шефская работа в воинских частях, устраивались самоотчеты, была налажена работа художественного фонда.
Этими обстоятельствами и объясняется наличие коллекций работ ленинградских художников в ярославских музеях. В Ярославском художественном музее хранятся рисунки С. Б. Юдовина с видами Карабихи и выполненные по ним линогравюры, составившие альбом «Некрасовские места», а также зарисовки блокадного Ленинграда. По возвращении в 1944 году в северную столицу Юдовин завершил работу над циклом гравюр на дереве и линолеуме «Ленинград в дни Великой Отечественной войны». Альбом издан в 1948 году. Как отмечают специалисты, мрачный трагизм этих вещей резко выделяет их на фоне тогдашнего батального официоза.
Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник хранит серию акварелей «Ярославль в дни отечественной войны», этюды с видами Карабихи и другие работы С. П. Светлицкого; иллюстрации к ярославским частушкам, написанные в Карабихе А. Н. Якобсон.

Значительный объем документов, связанных с жизнью и творчеством ленинградских художников в Ярославском крае, хранится в Центре документации новейшей истории г. Ярославля.

Пройдем по нашей виртуальной выставке.

yakobson-aleksandra-nikolaevnaЯкобсон Александра Николаевна (1903–1966), художник-график и иллюстратор.
Родилась в  Иркутске в многодетной семье. Училась в Иркутской художественной мастерской, в 1930 году   окончила живописный факультет Ленинградского филиала Академии Художеств, занималась станковой и книжной графикой, детской иллюстрацией (преимущественно – народная и литературная сказка, поэтический фольклор для детей). Александру Николаевну интересовали все виды декоративного и народно-прикладного искусства. Создала рисунки к детским книгам С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», С. Я. Маршака «Всем по порядку», «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке», а также оформила форзацы книг – «Радуга-дуга», «Рассыпушки» и др.
В первые месяцы войны А. Н. Якобсон работала в Эрмитаже, помогала отправлять коллекцию музея в тыл. В 1942 году была эвакуирована в Ярославль. Участвовала в выставках, организованных Ярославским отделением Союза художников.
После войны и до конца жизни Александра Николаевна жила и работала в Ленинграде.
Из письма А. Н. Якобсон: «Искусство – каторга. Ноги в кандалах и тачка, к ним прикованная. Радости ищи в таком виде, не иначе. Такой уж крест. Не смей ждать похвал, денег, славы».

s-b.-yudovinЮдовин Соломон Борисович (1892–1954), художник, мастер графики, представитель «Еврейского возрождения» и модерна.
Родился в местечке Бешенковичи (Витебская губерния) в семье бедного ремесленника. В 1906 году поступил в витебскую Школу рисования и живописи  И. М. Пэна. В 1910–1913 гг. учился в Петербурге – в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, студиях М. Д. Бернштейна и М. В. Добужинского, под влиянием которого избрал графику основной областью своей художественной деятельности. Примкнув к «Еврейскому ренессансу» – движению, ставившему своей целью изучение и художественное осмысление еврейских древностей и традиционного быта, – принимал участие в этнографических экспедициях по «черте оседлости». В 1919–1922 гг. завершил свое художественное образование в Витебском Художественно-практическом институте. В 1924 году переехал в Ленинград, где работал ученым секретарем Еврейского музея (до 1928).
Великая Отечественная война и ленинградская блокада повлияли на все творчество С. Б. Юдовина. Художник создал большой цикл гравюр на дереве и линолеуме «Ленинград в дни Великой Отечественной войны» и «Герои Балтики».
Летом 1942 года Соломон Борисович вместе с семьей был эвакуирован в Ярославль, в Карабиху, где  работал над серией линогравюр «Некрасовские места». Впервые попав в новые для него места, С. Б. Юдовин открыл скромную, поэтическую красоту среднерусской природы. Художник нашел много различных точек зрения, передал тонкие оттенки настроения. В своих гравюрах С. Б. Юдовин ведет зрителя в неторопливую прогулку по имению.
Основные работы: альбомы «Витебск в гравюрах» и «Еврейский народный орнамент», цикл «Былое», серия «Новостройки Белоруссии». С. Б. Юдовин много работал как книжный иллюстратор романтического толка.

Иллюстрации С. Б. Юдовина к сборникам стихотворений А. А. Суркова, выпущенных ярославским издательством в годы Великой Отечественной войны.

Светлицкий Сергей Павлович (1913–1992), художник-архитектор, выпускник Института им. И. Е. Репина, член Союза архитекторов СССР.
В годы Великой Отечественной войны, будучи студентом Академии Художеств, был эвакуирован с семьей из Ленинграда в Ярославль, в Карабиху. Здесь Сергей Павлович, под руководством профессора И. Г. Лангбарда, продолжил работу над дипломным проектом. Через Ярославское отделение Союза художников выполнял заказы ярославских организаций и участвовал в выставках. С. П. Светлицким написано четыре этюда с видами Карабихи («Некрасовские места»), серия акварелей «Ярославль в дни отечественной войны» (17 работ), картины «Помощь фронту» («Молотьба»), «Посылки фронту». Все  работы были приобретены Ярославским краеведческим музеем. Три работы С. П. Светлицкого экспонировались на зональной выставке в 1943 году, по результатам которой он был принят кандидатом в члены Союза художников Ярославского отделения.
В 1944–1945 гг. Сергей Павлович  участвовал в работе правительственной комиссии по восстановлению городов Белоруссии: Гомеля, Могилева и Минска. Позже работал в Ленинграде по восстановлению комплекса зданий Государственного Эрмитажа, в Художественном фонде Ленинграда.
С. П. Светлицким созданы серии рисунков «Ленинград в дни блокады» и «Города Белоруссии в войне».

Лангбард Иосиф Григорьевич (1882—1951), белорусский советский архитектор, заслуженный деятель искусств и архитектуры Белорусской ССР, доктор архитектуры.

Из архивных материалов:

«Родился в г. Бельске Гродненской губернии. Из мещан, недвижимого имущества не имел, беспартийный. Окончил архитектурный факультет АХ [Академии художеств] в 1914 г. Основная специальность: архитектура, педагогическая деятельность. Член правления ЛССА [Ленинградский союз советских архитекторов]. Заслуженный деятель искусства и архитектуры БССР. В Белоруссии работал с 1934 г. С 1935 г. – профессор АХ, руководитель индивидуальной мастерской (4-й, 5-й, 6-й курсы). Французским и немецким языками владеет «несвободно».
Приложение к анкете профессора И. Г. Лангбарда (машинопись):
«За время после Октябрьской революции следующие из моих проектов были удостоены премий:
Памятник Ленина у Финляндского вокзала (1-я премия).
Памятник Ленина в Одессе (2-я премия).
Памятник Ленина в г. Минске (1-я премия, постройка).
Памятник Шевченко в Харькове (1-я премия, постройка).
Дома жилые, Дома культуры, театры, Большой Белорусский Театр оперы и драмы в г. Минске (1-я премия, постройка).
Белорусская Академия Наук (постройка) и т.д. и т.п.»

В 1929 году ЦИК и СНК Белорусской ССР объявили конкурс на проект главного административного здания страны – Дом Правительства, по итогам которого работа Лангбарда была рекомендована к осуществлению. В 1930-е гг. И. Г. Лангбард воплотил в Белоруссии свои наиболее значительные проекты: Дом Красной Армии (1934-1939), Театр оперы и балета (1933-1937), главный корпус Академии наук БССР (1935-1940) в Минске и Дом Советов в Могилеве (1938-1939).
В 1935 году Лангбарда пригласили в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств на кафедру архитектурного проектирования, а в 1939 году за вклад в развитие архитектуры ему без защиты диссертации присудили ученую степень доктора архитектуры.
В феврале 1942 года вместе с группой преподавателей и студентов был эвакуирован в Ярославль. Летом 1942 года Иосиф Григорьевич восстановил связь с правлением Союза архитекторов БССР и включился в его работу.
В сентябре 1944 года Лангбард был назначен творческим руководителем архитектурно-планировочной мастерской Управления по делам архитектуры при СНК БССР. Он руководил восстановлением зданий, построенных по его проектам до войны.
В 1949 году в связи с 30-летием основания БССР был награжден орденом «Знак Почета».

Документы из семейного архива Иосифа Григорьевича Лангбарда, любезно предоставленные Светланой Сергеевной и Константином Юрьевичем Соколовыми, родственниками жены архитектора (г. Санкт-Петербург)

Живя в окрестностях Карабихи, ленинградские художники, конечно же, общались с местными жителями, по их просьбам выполняли небольшие заказы. В семейном архиве Лангбардов сохранились фотографии ярославских жителей, к сожалению, не подписанные.Всмотритесь в эти лица, может, Вы узнаете своих родственников…

Создание выставки будет продолжено
Данилова Марина Дмитриевна

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: