Кто такие славяне

Наши предки – славяне

Милые дети! Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, т.е. сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков.
В старину в отечестве нашем, России, не было таких прекрасных городов, как Петербург и Москва. На тех местах, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени прохладных садов, некогда были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки; местами были и города, но вовсе не такие обширные, как в наше время. В них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их называли славянами. Верно, и самые маленькие из вас понимают, что значит слава? Славяне старались доказать, что недаром их называли так, и отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу.
Они были так честны, что в обещаниях своих вместо клятв говорили только: «Если я не сдержу моего слова, да будет мне стыдно!» – и всегда исполняли обещанное; так храбры, что и отдаленные народы боялись их; так ласковы и гостеприимны, что наказывали того хозяина, у которого гость был чем-нибудь оскорблен. Жаль только, что они не знали истинного Бога и молились не ему, а разным идолам. Идол – значит статуя, сделанная из дерева или какого-нибудь металла и представляющая человека или зверя.

А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей»

Название свое славяне производили от «славы». Второе свое название – «словене» – объясняли они тем, что их следует считать «разумеющими слово», тех же, кто не понимал их языка, называли они немцами (от слова «немой»).
По свидетельству западных хронистов, получивших письменность раньше, чем славяне, эти народности, населявшие восточную, юго-восточную и часть Центральной Европы, отличались отвагой, храбростью, презрением к физической боли и такой честностью, что вместо клятвы говорили: «Да будет мне стыдно», – и слова своего никогда не нарушали. Кроме того, были они чрезвычайно гостеприимны и, уходя из дома, не только не запирали дверей, но оставляли на столе хлеб и молоко для любого прохожего.

В. Н. Балязин «Неофициальная история России»

Расселение славян

В VII–VIII веках славяне заселили огромные территории Центральной и Восточной Европы – от Дуная (современная Австрия) на западе до Днепра на востоке и озера Ильмень на северо-востоке, от полуострова Ютландия (Дания, Германия) на северо-западе до Балканского полуострова на юге.
Чем большие территории заселяли славяне, тем дальше они отдалялись друг от друга по языку, культуре, обычаям. Считается, что существует три ветви славянских народов. К южным славянам относятся сербы, хорваты, черногорцы, македонцы, болгары. К западным славянам – словаки, чехи, поляки, а также лужицкие сербы (или сорбы), живущие на территории Германии. К восточным славянам относят современных русских, украинцев и белорусов.
Восточные славяне – это самая большая ветвь славянских народов. Конечно, в VI – начале VII века, когда восточнославянские народы заселили территорию нынешнего своего проживания (от Карпатских гор на западе до Днепра на востоке и до озера Ильмень на севере), не было еще ни русских, ни украинцев, ни белорусов. А были славянские племена – древляне, дреговичи, полочане, кривичи, северяне, словене, поляне-русь.

С. В. Перевезенцев «Древняя Русь»

Те славяне, что расселились на полях по среднему течению Днепра, назвались полянами. К западу от них водворились древляне, в лесах (деревах) по реке Припяти. К северо-востоку от полян, по реке Десне, – северяне. От реки Припяти до Западной Двины болотистую местность заняли дреговичи (от слова «дрягва», что значит «болото»). По верховьям Днепра и Западной Двины поселилось большое племя кривичей; самая северная часть славян, жившая по озеру Ильменю и по рекам, впадающим в него, не имела особого названия, а называлась общим именем – словенами. К востоку от Днепра, по реке Сожи, жили радимичи, а еще далее, к верховьям Оки, жили вятичи, самое восточное из славянских племен. По Западному Бугу жили дулебы, или бужане, а далее по Карпатским горам – хорваты. По Днестру, к Дунаю и Черному морю, поселились уличи и тиверцы.

«История России: сказки, предания, легенды»

Славянские племена подробнее

Особенности славян

О наших предках стало известно в те времена, когда в Европе происходили события неслыханные и небывалые: целые народы снимались с насиженных мест и отправлялись в неведомые края. Это была эпоха «великого переселения народов». В этот бурлящий водоворот втянуло и славян. За долгие годы странствий они заселили обширные территории от современного Русского Севера и Балтийского моря до Средиземного моря и от Волги до Эльбы. На новых землях славяне еще долго сохраняли привычный племенной быт. Они разделялись на роды, и жили «каждый со своим родом и на своих местах».

М. Ф. Альбедиль «Рассказы по отечественной истории»

Несмотря на обширность занятых славянами территорий, славянские племена сохраняли в древности устойчивые общие черты.
Прежде всего, славяне вели оседлый образ жизни, и основным занятием большинства славянских племен являлось земледелие. Не случайно слово «жито», наиболее общее из славянских обозначений хлебных культур, непосредственно связано с термином «жити» – «жизнь». Кроме земледелия славяне занимались животноводством, рыболовством, бортничеством (собиранием меда диких пчел), различными ремеслами.

С. В. Перевезенцев «Древняя Русь»

Восточные славяне

Издавна бытовало на Руси такое поверье: человеку может присниться место, которое есть на земле, но он его никогда не видел. И если человек найдет такое место и поселится там, то будет он счастлив до конца дней своих. Может быть, славянским вождям как раз и снились те широкие просторы с медленно текущими реками, которые они увидели на востоке Европы? А увидев их наяву, решили остаться здесь и не искать другой доли? Как бы то ни было, восточные славяне поселились именно в этих местах, на Восточно-Европейской равнине.
Здесь были гостеприимные леса, которые оказались очень полезны людям. Не случайно у наших предков сложилось особое отношение к дереву, и даже такие важные слова, как «здоровье» и «дружба», видимо, связаны исходно со словом «дерево». Из дерева можно было и дом построить, и лодку, и сани, и смастерить любую нужную в хозяйстве вещь, мебель или посуду, и лыка для лаптей надрать. Холодной зимой ничем лучше дров не обогреться. Лес был надежным кормильцем: в нем можно было и грибов, и ягод насобирать, и мед диких пчел найти в бортях-дуплах больших деревьев. А бортничество, то есть лесное пчеловодство, было раньше у славян очень важным промыслом. Пока не было сахара, его прекрасно заменял мед.
Другой важный промысел – охота, или звероловство, тоже был связан с лесом. Звери в ту пору кормили и одевали людей: давали мясо и теплые шкуры. Меха пушных зверей были также ценной валютой. Слово «куна» (мех куницы) значило то же, что сейчас слово «деньги». А когда нападали враги, дремучие леса спасали людей и укрывали их в непроходимых дебрях надежно, не хуже, чем в крепости.
Но лес мог обернуться и опасной силой: постоянной угрозой и для человека, и для домашних животных были дикие звери. В темном дремучем лесу можно было заблудиться и не найти дороги домой. А как настораживали и пугали непонятные лесные звуки! В лесу приходилось смотреть в оба, иначе леший куда-нибудь заведет!
Славянские селения и города, как люди, тянулись к воде. Реки были труженицами и кормилицами: они были тогда обильны рыбой. Служили они и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам и маленькие рыбачьи лодки-долбленки, и ладьи с вооруженными воинами, и купеческие корабли с тяжелыми и ценными грузами. А зимой они превращались в гладкие ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. Рекам, которые вытекали из родников (криниц) и ключей, приписывалась чудодейственная сила. С ними связаны наши сказки о живой воде.
На травянистых степных просторах под высоким синим небом находили наши предки прекрасные пастбища – настоящий рай для пастухов и их стад! Но степь – широкая, раздольная, безоглядная и безбрежная – таила в себе и немало опасностей. Она укрывала враждебных соседей – степных кочевников, часто совершавших набеги на славянские земли.
В эту необъятную ширь между Европой и Азией и врастали своей судьбой долгие века восточные славяне.

М. Ф. Альбедиль «Рассказы по отечественной истории»

Расселившись по полям, по лесам, по степям, восточные славяне не могли, конечно, вести повсюду один и тот же образ жизни. По среднему течению Днепра земля плодородная – тучная почва давала здесь богатые урожаи, могла прокормить много народа, и потому поляне могли тут селиться большими поселками и промышлять земледелием. А древляне, занявшие лесную область, принуждены были пробавляться больше всего звероловством, охотою и жили небольшими поселками вразброску. Так и другие племена промышляли, кто чем мог, смотря по месту: где охотою и звероловством, где рыболовством, а где были хорошие луга, там – скотоводством, – но издавна больше всего славяне любили заниматься хлебопашеством. Не только на юге, где тучная почва давала богатую жатву, но и на севере, среди дремучих лесов, на бедной земле, где только можно было, славянин выбирал полянку для своей пашни, бороздил лесную глинистую почву своим оралом, и хотя скудный плод давала северная почва, но и тут издавна наш народ чтил землю, свою «мать-кормилицу», как величает он ее.

«История России: сказки, предания, легенды»

Таких домов, в которых мы сейчас живем, тогда не было. Наши предки умели строить только простые деревянные избы. В те времена необъятные просторы нашей страны покрывали дремучие леса. Поэтому дерево было основным строительным материалом и к тому же ничего не стоило. Из него-то и строили славяне свои жилища – небольшие избы вместе с хозяйственными пристройками для домашней скотины и припасов для своей семьи.
Каждая семья – отец, мать, дети и внуки – жила в отдельной избе. По соседству проживали также и их родственники. Во главе такого поселка обычно стоял самый старший и уважаемый из родственников – глава рода, которого все они почитали и которому подчинялись. Он разрешал споры между всеми родичами, вершил справедливый суд, давал советы, руководил совместными работами.
Для того чтобы защититься от врагов и не дать им захватить лучшие, плодородные земли, скот, несколько родов селились вместе. Ведь только сообща можно было противостоять врагам. Такие поселки обносились частоколом – высоким забором из бревен, заостренных сверху. Это была хорошая защита как от диких зверей, так и от злых соседей.

С. В. Новиков, Е. П. Новикова «Родная история»

Легенда об апостоле Андрее

Когда Андрей учил в Синопе и пришел в Корсунь , узнал он, что недалеко от Корсуни находится устье Днепра, и захотел пойти в Рим, и прошел в устье днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам:
– Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать божья, будет город великий, и воздвигнет бог много церквей.
Он взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился богу, и слез с горы этой, где впоследствии возник Киев, и пошел по Днепру вверх.
Пришел к словенам, где ныне стоит Новгород, и увидел живущих там людей: каков их обычай и как моются и хлещутся в банях, – и удивился им. И пошел в Варяги, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и сказал им:
– Удивительное видел я в Словенской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, разожгут их докрасна, и разденутся донага, и обольются квасом кожевенным , и возьмут прутья молодые, и бьют себя сами, и до того себя бьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною и только так оживут. И творят это каждый день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье.
Те ж, слышав это, удивлялись. А Андрей, побыв в Риме, пошел в Синоп.

«Повесть временных лет»

Верования людей

Наши предки полностью зависели от природы. Они уважали ее и считали, что у поля, леса, воды есть свои покровители. В лесу живет «леший». Это косматый старик, то высокий, как самое высокое дерево, то маленький, как самая маленькая лесная былинка. Хозяин поля – «полевик». Он живет в колосе, растет вместе с ним и уменьшается до срезанного стебелька после жатвы. В воде обитает «водяной» – толстый, зеленый, как вода, старик.
Наши предки не понимали, отчего гремит гром, отчего туча застилает небо, отчего из нее идет дождь. Пытаясь объяснить явления природы, они населяли ее многими божествами, напоминавшими людей. Каждый день выезжал на огненных конях бог Солнца – Даждьбог. Он давал свет и тепло. Если вдруг он сердился, то засыхали реки, горели травы и посевы. Перун – бог грозы. Он посылал на землю стрелы-молнии. Велес охранял одно из главных богатств человека – скот.
С богами следовало сохранять хорошие отношения, задабривать, уговаривать. Для этого люди строили особые места, которые назывались капища. Из дерева они делали фигурки богов – идолов и поклонялись им.
Наши предки верили – можно узнать, что с ними случится в будущем. Для этого они шли к волхвам. Считалось, что, предсказывая судьбу, волхвы узнавали ее от языческих богов. Поэтому люди почитали и слушались волхвов.

О. В. Лощакова, И. А. Федорчук «Путешествие по родному краю»

Система летосчисления на Руси
Славянские календари

Сначала счет времени велся по суткам – смене дня и ночи, потом по пальцам – пять и десять суток, отсюда пошли и декады (от латинского «децем» – десять), сохранившиеся в нашем языке и сегодня.
В языческой, дохристианской Руси времясчисление велось по лунно-солнечному календарю. По этому календарю каждые 12 лет считали по 12 месяцев, а следующие 7 лет – по 13. Этот цикл в 19 лет в 433 году до н. э. предложил древнегреческий астроном Метон (родился около 460 года до н. э. – год смерти неизвестен). Этот «Метонов цикл» был известен и древним славянам. (Лунно-солнечный календарь применяется в христианской церкви для вычисления дня Пасхи.)
Древнеславянский языческий календарь имел следующие месяцы: январь – просинец (появлялась просинь, становилось светлее), февраль – сечень (время рубки леса для освобождения земли под пашню), март – сухий, а иногда – просыхала, апрель – березень (начало цветения березы), май – травень, июнь – изок («изок» – по-древнерусски «кузнечик»), июль – червень, или серпень (начало жатвы серпами), август – зарев (от слова «зарево»), сентябрь – рюень (от слова «вырывать», хотя В. И. Даль связывает это название с ревом оленей), октябрь – листопад, ноябрь и декабрь – грудень (от «груда» – мерзлая колея на дороге), или студень.

В. Н. Балязин «История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах»

Вся жизнь наших предков зависела от природных ритмов, от календаря. Названия месяцев славяне связывали с каким-нибудь хозяйственным делом или природным явлением. Январь назывался просинец, потому что в это время лед на реке просинь красила. Февраль – снежень, или лютый; март – березозол: лес в это время подсыхал, и его сжигали, а золу использовали как удобрение. Апрель назывался цветень; май – травень; июнь – червень (от слова черва – личинки пчел или от слова червонный, то есть красный, красивый). Июль – липень (когда липа цветет); август – жнивень, или серпень, пора жатвы серпами. Сентябрь – вересень назван так либо от вресать – молотить, либо в честь цветка вереска. Октябрь – листопад; ноябрь называли грудень, вероятно, из-за груд льда, которые громоздились на дорогах и из-за которых они становились непроезжими. Декабрь – студень, то есть студеный, холодный.
В разных местностях названия месяцев различались.

М. Ф. Альбедиль «Рассказы по отечественной истории»

Славянский календарь подробнее

Начало хронологии

В лето 852, когда начал царствовать в Греции Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот с этой поры начнем и числа положим.

«Повесть временных лет»

Продолжение следует…

Ключевые слова: Древняя Русь, славяне, верования, славянский календарь

Составитель: Данилова Марина Дмитриевна

 

Список литературы

 

akunin-b.Акунин, Б. Часть Европы. История Российского государства. От истоков до монгольского нашествия / Борис Акунин. – Москва : АСТ, 2014. – 396 с. : ил. – (История Российского государства.)

От автора

Прежде чем вы решите, имеет ли вам смысл читать это сочинение, должен предупредить о его особенностях. Их три.
Я ПИШУ ДЛЯ ЛЮДЕЙ, ПЛОХО ЗНАЮЩИХ РОССИЙСКУЮ ИСТОРИЮ И ЖЕЛАЮЩИХ В НЕЙ РАЗОБРАТЬСЯ.
Я и сам такой же. Всю жизнь я интересовался историей, получил историческое образование, написал несколько десятков исторических романов и тем не менее однажды осознал, что мои знания состоят из отдельных фрагментов, плохо складывающихся в общую картину. У меня не было ясного представления о том, как и почему Россия получилась именно такой. И я понял: чтобы ответить на столь краткий вопрос, придется сначала прочитать десятки тысяч страниц, а потом несколько тысяч страниц написать.
Я НЕ ВЫСТРАИВАЮ НИКАКОЙ КОНЦЕПЦИИ. У меня ее нет. Всякий историк, создающий собственную теорию, не может совладать с искушением выпятить удобные для него факты и замолчать либо подвергнуть сомнению все, что в его логику не вписывается. У меня такого соблазна нет.
Кроме того, я решительный противник идеологизированной истории. И самовосхвалительная, и самоуничижительная линии, обильно представленные в трудах отечественных историков, мне одинаково неинтересны. Я хочу узнать (или вычислить), как было на самом деле. У меня нет заранее сложившегося мнения. Есть вопросы и есть желание найти на них ответы.
ЭТО ИСТОРИЯ НЕ СТРАНЫ, А ИМЕННО ГОСУДАРСТВА, то есть политическая история: государственного строительства, механизмов управления, взаимоотношения народа и власти, общественной эволюции. Культуры, религии, экономики я касаюсь лишь в той мере, в какой они связаны с политикой.
Россия – это прежде всего государство. Оно не тождественно стране, а в отдельные моменты истории бывало ей даже враждебно, но именно состояние государства неизменно определяло вектор эволюции (или деградации) всех сфер российской жизни. Государство – причина и российских бед, и российских побед.
Попытка понять, что в нашем тысячелетнем государстве так и что не так (и почему) – вот для чего в конечном итоге затеяна эта работа.

 

albedil-m.-rasskazy-po-otechestvennoy-istoriiАльбедиль, М. Ф. Рассказы по отечественной истории / М. Ф. Альбедиль ; худож. В. А. Ноздрин. – Санкт-Петербург : Норинт, 2002. – 288 с. : ил.

 

К читателю
Приходилось ли тебе задумываться, мой юный читатель, что ты – историческая личность? Нет? И напрасно. Поверь мне: и ты, и твои родители, и твои друзья и даже соседи – все это исторические личности. Исторические не в том смысле, что с ними случаются какие-нибудь истории, и не в том, что в будущем ты или они свершат какие-нибудь великие дела, хотя и такое тоже возможно.
И дело вовсе не в этом. Просто каждый человек – историческая личность уже потому, что он – важное и необходимое звено в бесконечной цепи долгого существования рода человеческого на Земле. И каким бы малым ни было это звено, без него история будет неполной.

 

balyazin-v.n.-istoriya-rossii-v-zanimatelnykh-rasskazakhБалязин, В. Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах : IX–XIX века / В. Н. Балязин. – Москва : Дрофа, 2002. – 224 с. : ил., 16 л. цв. вкл. – (Познавательно! Занимательно!).
В этой книге действующими лицами являются цари и полководцы, святые и мыслители, писатели и актеры, солдаты и крестьяне, казаки и купцы – все те, кто соборно и артельно по мере своего разумения и сил строил и оберегал наше Отечество и более, чем о собственной жизни, радел о благополучии и славе России.

От автора

 

balyazin-v.n.-neofitsialnaya-istoriya-rossiiБалязин, В. Н. Неофициальная история России / В. Н. Балязин. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 448 с., ил.

 

Старый скептик и вольнодумец, фернейский мудрец Вольтер называл историю «совокупностью преступлений, безумств и несчастий, среди которых замечаются некоторые добродетели, некоторые счастливые времена, подобно тому как среди дикой пустыни там и сям обнаруживаются человеческие поселения». А еще более категоричным в оценке всеобщего хода дел человеческих был мудрец Гегель, сказавший, что «история учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы».
Это сказано об истории всего человечества. Что же касается России, то о ее роковой предопределенности, пожалуй, точнее других выразился Георг Бранде – не очень у нас известный, но у себя на родине, в Дании, по-настоящему знаменитый, – критик, публицист и писатель: «Каждое русское дело непременно должно быть или не по силам тем, кто его предпринимает, или же окончиться неудачей вследствие апатии людей, ради которых оно предпринято».
Полагаю, что и Вольтер, и Гегель видели у истории лишь одну из ее сторон, а она – многогранна и столь же многолика, как и весь род человеческий, рассеянный его Создателем по лицу Земли, подобно песку морскому на берегах океанов».

От автора

 

drevnyaya-rusДревняя Русь / С. Перевезенцев. – Детская энциклопедия. – 2009. – № 9.
История нашей Родины, России, уходит в самую седую древность – на многие сотни и тысячи лет назад. В ней было всё: великие подвиги и страшные предательства, огромные трудности и еще большие радости. Наши предки жили непросто, не всегда счастливо, но они верили, что их деяния не напрасны, ибо они созидали наше с вами Отечество. Надеялись они и на то, что их труды не пропадут, не растают в памяти потомков.
Так живем и мы с вами – грустим и радуемся, трудимся и строим нашу Родину. И тоже надеемся, что потомки не забудут наших трудов и помянут нас добрым словом. А для этого и мы должны помнить все, что было в нашем прошлом. В свое время великий поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

Сергей Перевезенцев,
доктор исторических наук,
профессор МГУ им. М. В. Ломоносова

 

medvedev-yu.-istoriya-rossii-skazki-predaniya-legendyИстория России : сказки, предания, легенды / авт.-сост. Ю. М. Медведев. – Москва : Астрель : АСТ, 2001. – 320 с. : ил.
Из глубины тысячелетий предки передали каждому из нас наследство воистину бесценное – сказки, предания, былины, легенды. Именно тогда, на заре цивилизации, начал создаваться причудливый мир добрых и злых существ: Морозко, Царевна-лебедь, Кощей Бессмертный, ведьмы и оборотни, говорящие звери, птицы, растения, повелевающие стихиями колдуны. Каждое из бесчисленных поколений русичей вносило свою лепту в копилку сказочных чудес.
Слепцы распевали былины на ярмарках. Бывалые люди, странники Божии, рассказывали о князе Владимире Красное Солнышко, о Мамае Поганом, об Иване Грозном, о святых угодниках, о великих и загадочных событиях. Случалось, богатые люди зазывали к себе сказителей на подворье, и те по нескольку вечеров занимали воображение слушателей, приводя их в священный трепет. От отца к сыну, от деда к внуку – так и дошли до нашего времени «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Но помимо этих бесценных свидетельств прошлого сохранились и сведения о жизни и быте наших предков на протяжении столетий…
Хотелось бы, чтобы в эту книгу заглядывали, как в древности, и стар и млад. Читали, размышляли, вслушивались в волшебные звуки, доносящиеся из глубин заповедного прошлого.

Ю. Медведев

 

ishimova-a.o.-istoriya-rossii Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей / А. О. Ишимова. – Москва : Эксмо, 2008. – 816 с. : ил. – (Детская библиотека).
А. О. Ишимовой. 27 января 1837 г. В Петербурге.
Милостивая государыня Александра Осиповна…
Сегодня я нечаянно открыл Вашу «Историю в рассказах» и поневоле зачитался. Вот как надобно писать!

С глубочайшим почтением и совершенной преданностию честь имею быть, милостивая государыня, Вашим покорнейшим слугою.     А. Пушкин.

 

koti-t.-moya-pervaya-kniga-o-rossiiКоти, Т. Ю. Моя первая книга о России : для чтения взрослыми детям / Татьяна Коти; [худож. : Ю. Левиновский, А. Саморезов]. – Москва : ОЛМА-Пресс Экслибрис, 2003. – 64 с. : цв. ил. – (Мой первый атлас).
Мой дорогой, маленький читатель!
Эта книга приглашает тебя в увлекательное путешествие по России. Ты познакомишься поближе с ее прошлым и настоящим, миром природы и жизнью людей, побываешь во многих памятных местах, посетишь древние и молодые города, узнаешь, что такое «Золотое кольцо» России. Ты прочитаешь о знаменательных событиях, славных делах и подвигах русского народа.
Счастливого пути!

Татьяна Коти

 

novikov-s.v.-rodnaya-istoriyaНовиков, С. В. Родная история / С. В. Новиков, Е. П. Новикова. – Москва : АСТ : СЛОВО, 2009. – 160 с. – (Первый учебник вашего малыша).

 

Впервые в нашей стране книгу для детей по истории совместно разработали учитель московской школы и преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова. Издание соответствует современным образовательным стандартам. В нем в увлекательной форме дается целостное представление об истории России, рассказывается о политических событиях и явлениях культуры, а также о выдающихся личностях отечественной истории.

От издателей

 

perevezentsev-s.-rossiya.-velikaya-sudba.Перевезенцев, С. В. Россия. Великая судьба / С. В. Перевезенцев. – Москва : Белый город, 2006. – 704 с. : ил. – 6–11 кл.

 

Миф о русской лени, который нам всячески навязывают, не имеет под собой никакого основания. Русские – исторически очень активны. Более того, русский народ исторически очень результативный народ! Иначе говоря, русские очень быстро добиваются тех целей, которые ставят перед собой! Но так случается только в том случае, когда русским открыт смысл поступка и ясна, духовно и душевно, сердцем и разумом принята цель исторического движения. Однако, как только смысл этого исторического движения теряется, как только цель исторического развития скрывается в дымке непознанности, то и сам русский народ оказывается в разладе и распаде. Ибо незачем жить… Ибо нет смысла жизни…
Значит, и для отечественной истории, и для нашего настоящего самым глобальным вопросом оказывается вопрос о смысле бытия. И этот смысл нужно искать в глубинных, архитипических свойствах русского национального сознания, которое не может жить просто так, но только во имя четко сформулированных целей и ясно осознанного, сердцем и разумом принятого смысла бытия…
Книга, которую читатель держит в руках, и посвящена тому, чтобы показать смысл исторического развития России и русского народа.

Сергей Перевезенцев,
доктор исторических наук

 

rasskazy-nachalnoy-russkoy-letopisiРассказы начальной русской летописи : пер. с древнерусского / подгот. Т. Михельсон и Д. Лихачев ; рис. Н. Калиты. – Москва : Детская литература, 1966. – 208 с. : ил. – (Школьная библиотека).
Интерес к прошлому, к истории всегда был присущ людям: он неразрывно связан с интересом к настоящему. Люди, естественно, хотят, чтобы те, кто будет жить после них, знали, как жили они, хотят оставить после себя память, хотят, чтобы их жизнь не была забыта. Вместе с тем их интересует и то, как жили люди раньше. Так всегда было. Так и создавалась история.

Т. Михельсон, Д. Лихачев

 

puteshestvie-po-rodnomu-krayuЛощакова, О. В. Путешествие по родному краю : учебное пособие для учащихся 3 класса общеобразовательных школ / О. В. Лощакова, И. А. Федорчук. – Ярославль ; Рыбинск : Рыбинский Дом печати, 2007. – 112 с. : ил. – (Моя Родина – Ярославский край).

 

Дорогие друзья!
Великолепные, как жемчужины, города рассыпаны по ленте великой реки Волги.
Мы предлагаем вам отправиться в дорогу и полюбоваться на самый дорогой кусочек нашей Родины – Ярославский край, познакомиться с его прошлым и настоящим.
Его история – это рассказ о жизни наших предков, которые пахали землю, строили прекрасные церкви и города, защищали их от врагов. У них были радости и беды… Обо всем этом мы и хотим вам рассказать.

От авторов

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: